Доклад о результатах деятельности Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области в 2017 году

Управление Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области (далее – Управление) является территориальным органом Федеральной службы судебных приставов, действующим на территории Ростовской области, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, принудительному исполнению судебных актов, актов иных органов и должностных лиц, а также по ведению государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности и осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью указанных юридических лиц.

В 2017 году деятельность Управления была направлена на выполнение установленных Федеральной службы судебных приставов на 2017 год показателей деятельности в рамках достижения целей, заявленных Федеральной службой судебных приставов в Публичной декларации целей и задач на 2017 год. Это, прежде всего:

- обеспечение эффективного принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

- создание условий для надлежащего обеспечения правосудия и обеспечения безопасности в судах;

- совершенствование механизмов взаимодействия с гражданами и организациями;

- обеспечение законности действий должностных лиц Управления при осуществлении исполнительного производства, при обеспечении установленного порядка деятельности судов, при производстве дознания по уголовным делам, подследственным ФССП России;

- осуществление функций уполномоченного органа в сфере деятельности по возврату просроченной задолженности и восстановление нарушенных прав в рамках полномочий по надзору за деятельностью по возврату просроченной задолженности.

В рамках реализации задачи по обеспечению эффективного принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц  реализован комплекс мер, способствующих повышению эффективности принудительного исполнения требований исполнительных документов.

В 2017 году продолжилась тенденция роста количества исполнительных документов, поступающих на принудительное исполнение в структурные подразделения Управления. В отчетном периоде судебными приставами-исполнителями возбуждено свыше 1,4 млн. исполнительных производств, что на 198 тыс. (или 16%) больше, чем  в  2016 году  (в 2016 году рост, в сравнении с 2015 годом, составлял лишь 49,5 тыс. исполнительных производств или 4%).  При этом если по судебным актам, предъявленным к принудительному исполнению, рост составил порядка 12%, то по актам иных органов и должностных лиц – 18%. В тоже время нельзя не отметить, что наиболее значительный рост возбужденных в отчетном периоде исполнительных производств произошел на основании предъявленных к исполнению постановлений органов ГИБДД (598 тыс. исполнительных производств возбуждено в 2017 году против 366 тыс. в 2016 году).

В целях оптимизации работы судебных приставов-исполнителей в условиях увеличения предъявления к принудительному исполнению исполнительных документов (в основном за счет постановлений органов ГИБДД) в марте 2017 года создан отдел судебных приставов по взысканию административных штрафов, на который в первую очередь возложено исполнение постановлений органов ГИБДД с суммой взыскания до 3 тыс. руб., предъявляемых в электронном виде в отношении должников, проживающих на территории г. Ростова-на-Дону. В 2017 году судебными приставами-исполнителями указанного отдела возбуждено более 128 тыс. исполнительных производств данной категории, что составляет 21% от общего количества возбужденных исполнительных производств на основании постановлений органов ГИБДД в целом по Управлению.

Всего на исполнении в структурных подразделениях Управлении находилось (без учета исполнительных производств, постановления о возбуждении которых отменены) более 1,6 млн. исполнительных производств, из них 850 тыс. (или 52%) составили акты несудебных органов и должностных лиц.

Общая сумма, подлежащая взысканию по исполнительным производствам, возбужденным в отчетном периоде, по сравнению с 2016 годом возросла с 75 млрд. руб. до 87 млрд. руб. или на 16%. Для сравнения в 2015 году она составляла  83 млрд. руб., в 2014 году – 85 млрд. руб., в 2013 году – 63 млрд. руб.).

Несмотря на значительное увеличение количества поступивших на принудительное исполнение исполнительных документов нагрузка судебных приставов-исполнителей практически осталась на уровне 2016 года, что является следствием проведенной в 2016 году работы по сокращению остатка неоконченных исполнительных производств на начало 2017 года. В среднем в 2017 году на исполнении у одного судебного пристава-исполнителя находилось 2 880  исполнительных производств, против 2 888 в 2016 году (для сравнения в 2015 году – 2 590).

В целях повышения эффективности исполнительного производства в отчетном периоде Управлением реализован комплекс мер, включающих расширение способов электронного исполнения и повышение интенсивности применения мер принудительного исполнения.

В отчетном периоде около 1,6 млн. (или 83%)вынесенных постановлений об обращении взыскания и наложении ареста на денежные средства должников, находящихся в кредитных организациях, о запрете регистрационных действий в отношении имущества должника, об обращении взыскания на доходы должника направлены для исполнения в электронном виде посредством межведомственного электронного взаимодействия, в 2016 году – 1 млн.  постановлений (или 80%).

Эффективно воздействует на должников применение судебными приставами-исполнителями мер временного ограничения, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве.

С 1 октября 2017 года вступили в силу изменения, внесенные в ст.67 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в соответствии с которыми издан приказ Минюста России от 29.09.2017 № 187, устанавливающий порядок взаимодействия в электронном виде судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов ФССП России, судебных приставов-исполнителей при директоре Федеральной службы судебных приставов и Пограничной службы ФСБ России при установлении (снятии) временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации.

Вследствие перехода на электронное межведомственное взаимодействие удалось добиться значительного сокращения сроков снятия временного ограничения на выезд должников из Российской Федерации.

В течение 2017 года судебными приставами-исполнителями вынесено более 59 тыс. постановлений о временном ограничении выезда должников из Российской Федерации. Всего (с учетом постановлений, действовавших на начало года) в прошедшем году на исполнении в Пограничной службе ФСБ России находилось около 88 тыс. постановлений, что на 15,6 тыс. или 22% больше, чем в 2016 году.

В результате применения временного ограничения на выезд должников из Российской Федерации должниками были полностью исполнены обязательства в рамках  3,4 тыс. исполнительных производств, погашена задолженность (в том числе частично) на сумму порядка 408 млн. руб.

Фактическое исполнение требований исполнительных документов достигается в том числе за счет реализации судебными приставами-исполнителями полномочий по применению временного ограничения на пользование должником специальным правом. По результатам применения данной меры взыскано порядка 27,6 млн. руб., против 14,4 млн. руб. по итогам 2016 года, в том числе 23,6 млн. руб. составили алиментные платежи.

По сравнению с 2016 годом на 9% увеличилось общее количество исполнительных производств, в рамках которых накладывался арест на имущество должников (с 9 644по итогам 2016 года до 10 476 в отчетном периоде). Обеспечено арестом каждое 69 исполнительное производство, при установленном показателе  – 1 арест на 80 исполнительных производств).

В результате реализации арестованного имущества должников удовлетворены материальные требования взыскателей на сумму около 251 млн. руб., что на 35 млн. или  16% больше, чем в 2016 году. Кроме того, за счет передачи взыскателю нереализованного имущества должника удовлетворены требования взыскателей на сумму более 1 млрд. руб., что на 25% (или 212 млн. руб.) больше, чем в 2016 году.

Установленный на 2017 год показатель «Степень влияния реализации имущества должников на исполнение судебных и иных актов», в размере 11 %, перевыполнен, его фактическое значение составило 16,6%, против 13,6 % по итогам 2016 года.

В рамках исполнительного розыска в отчетном периоде установлено местонахождение 943 должников-граждан, из них 702 – должники по алиментным обязательствам. Также установлено местонахождение 1 ребенка из 2 разыскиваемых. В отчетном периоде эффективность розыска (соотношение количества прекращенных розыскных дел в связи с розыском к общему количеству находящихся в производстве розыскных дел) составила 56,7% против 51,1% против в 2016 году.

В результате интенсификации процессов принудительного исполнения Управлению удалось обеспечить увеличение количества оконченных и прекращенных исполнительных производств и размера взысканных денежных средств.

По итогам 2017 года общее количество оконченных и  прекращенных исполнительных производств по различным основаниям составило более 1,3 млн., что на 79 тыс. исполнительных производств (или 6,4 %)  больше, чем в 2016 году.    В среднем за год каждым судебным приставом-исполнителем окончено 2 391 исполнительное производство, что на 147 производств (или 7%) больше, чем   в 2016 году.

В результате принятых мер остаток неоконченных исполнительных производств на конец 2017 года составил 307,6 тыс. производств, что на 49,1 тыс. (или 14%) меньше, чем на конец 2016 года.

Показатель «интенсивность выполнения требований исполнительных документов»  по итогам 2017 года выполнен и составил 104%.

За последние годы динамика количества оконченных и  прекращенных исполнительных производств, а также выполнения данного показателя выглядят следующим образом:

- в 2014 году – всего окончено и прекращено по различным основаниям 774 тыс. исполнительных производств, интенсивность выполнения требований исполнительных документов составила 95,6%;

- в 2015 году – окончено и прекращено 909 тыс. исполнительных производств, интенсивность составила 85,7%;

- в 2016 году – окончено и прекращено 1,2 тыс. исполнительных производств, интенсивность составила 121,7%;

- в 2017 году – окончено и прекращено 1,3 тыс. исполнительных производств, интенсивность составила 104%.

Фактическим исполнением окончено 682,5 тыс. исполнительных производств различных категорий, что на 56,3 тыс. (или 7,6%) меньше, чем в 2016 году. Вместе с тем количество исполнительных производств, в рамках которых обращено взыскание на доходы должника увеличилось на 25,6 тыс. (или 22%) и составило 140,2 тыс. исполнительных производств.

Показатель «Доля оконченных фактическим исполнением исполнительных производств» по итогам работы за год выполнен и составил 48,5%, при установленном – 48,1%.

По результатам работы за 2017 год судебными приставами-исполнителями Управления взыскано более 13 млрд. руб., что на 272 млн. руб. больше, чем в 2016 году. При этом более 8 млрд. руб. взыскано в пользу граждан и юридических лиц, что на 56 млн. руб. превысило данный показатель 2016 года.

В бюджетную систему Российской Федерации перечислено 4,9 млрд. руб. (на 177 млн. руб. больше, чем в 2016 году), в том числе исполнительский сбор на сумму 277,9 млн. руб. (на 33 млн. руб. или 13,5% больше, чем в 2016 году), налоговые платежи – 3,1 млрд. руб. (на 930 тыс. руб. или 42% больше), административные штрафы – 535 млн. руб. (на 9,5 млн. руб. или 2% больше, чем в 2016 году).

Учитывая, что на содержание Управления в 2017 году, включая фонд оплаты труда, было выделено порядка 789,4 млн. руб., на каждый затраченный рубль федерального бюджета, судебными приставами-исполнителями Управления взыскивалось 16,5 руб., из них непосредственно в бюджетную систему Российской Федерации – 6,7 руб.

Повысилась эффективность исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов. С начала 2017 года  количество неоконченных исполнительных производств о взыскании алиментов сократилось на 6,6 % и составило 16,1 тыс. исполнительных производств на конец года против 17,3 тыс. в начале года. В результате применения мер воздействия к должникам количество неоконченных исполнительных производств, по которым должники не приступили к выполнению алиментных обязательств, сократилось на 44% или 729 исполнительных производств, количество неоконченных исполнительных производств, по которым производятся выплата алиментов за счет обращения взыскания на доходы должника, увеличилось на 4% или 294 исполнительных производства.

Сумма задолженности по исполнительным производствам о взыскании алиментов сократилась на 88,3 млн. руб. (или 6%) и составила около 1,5 млрд. руб.

Важное место в деятельности Управления в сфере защиты и обеспечения законных прав и свобод детей помимо обеспечения ежемесячными денежными выплатами (алиментными платежами), занимает обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Несмотря на наличие проблем, связанных с исполнением исполнительных документов указанной категории, надлежащая организация взаимодействия с Правительством Ростовской области (профильными министерствами и ведомствами) и другими ведомствами способствует сокращению исполнительных производств о предоставлении жилья детям-сиротам. Количество таких исполнительных производств продолжает сокращаться. В 2017 году на исполнении находилось 403 исполнительных производства о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, что на 237 исполнительных производств (или 37%) меньше, чем в 2016 году, из них возбуждено в отчетном периоде лишь 87 против 282 по итогам 2016 года.  Фактическим исполнением окончено 206 исполнительных производств. Остаток неоконченных исполнительных производств на 01.01.2018 составил 183, что на 133 исполнительных производства (или 42%) меньше, чем  на начало прошлого года.

На постоянной основе Управление осуществляет взаимодействие с Правительством Ростовской области и Прокуратурой Ростовской области по сокращению задолженности по заработной плате. Каждый должник, имеющий задолженность по заработной плате находится на контроле. В результате совместной работы в 2017 году произошло значительное сокращение поступающих на принудительное исполнение исполнительных документов данной категории.

В 2017 году было возбуждено 25,5 тыс. исполнительных производств о взыскании задолженности по заработной плате на общую сумму взыскания  порядка 554 млн. руб., что практически в 2 раза меньше, чем в 2016 году (48,3 тыс. исполнительных производств на 1 млрд. руб.).   По итогам работы за год фактическим исполнением окончено практически 21,8 тыс. исполнительных производств данной категории, взыскана задолженность по заработной плате в размере  355,9 млн. руб. 

Интенсивность исполнения требований исполнительных документов о взыскании задолженности по заработной плате составила 108,4%, против 100% по итогам 2016 года.

Приоритетным является и погашение задолженности в пользу предприятий топливно-энергетического комплекса (далее – ТЭК). В результате деятельности судебных приставов-исполнителей взыскателям-организациям ТЭК перечислено практически 660 млн. руб., что в 2,2 раза больше, чем в 2016 году (303 млн. руб.).

В целях повышения качества исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, уровня защиты прав и законных интересов граждан и организаций большое внимание уделено обеспечению законности
при осуществлении исполнительного производства. Установленный показатель «доля решений должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, признанных судами незаконными (качество работы, включая правильность, своевременность и полноту) при осуществлении исполнительного производства, в общем количестве исполнительных производств, находящихся на исполнении» в размере не более 0,008% Управлением не превышен.

По итогам 2017 года, несмотря на увеличение на 21% количества принятых судом к производству заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц Управления (в 2017 году принято 2 866 заявлений, против 2 374 в 2016 году), отмечается сокращение количества удовлетворенных судами заявлений. Так в отчетном периоде судами удовлетворено 140 заявлений, что на 9 (или 6%) меньше, чем в 2016 году. 

Показатель «законность действий должностных лиц Федеральной службы судебных приставов» по итогам года выполнен и составил 4,9%, против 6,3% по итогам 2016 года.

Применяемые меры уголовно-правового характера позволяют эффективно решать основные задачи, возложенные на Управление по принудительному исполнению судебных решений и обеспечению установленного порядка деятельности судов. Федеральная служба судебных приставов в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством уполномочена осуществлять дознание по 7 составам преступлений, посягающих на общественные отношения в сфере осуществления правосудия, семьи и несовершеннолетних, а также экономической деятельности.

Приоритетной задачей в рамках достижения цели по обеспечению эффективного принудительного исполнения судебных актов, актов иных органов и должностных лиц при реализации уголовно-правовых полномочий является соблюдение конституционных прав и свобод участников уголовного судопроизводства при расследовании уголовных дел, подследственных ФССП России.

В 2017 году структурными подразделениями Управления возбуждено 1 548 уголовных дел, из них 1 357 – в отношении лиц, не исполнивших без уважительных причин решения судов или нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов, 173 – о преступлениях против правосудия, и17 – в отношении лиц, злостно уклоняющихся от погашения кредиторской задолженности.

Всего в производстве дознавателей Управления в отчетном периоде находилось 1 660 уголовных дел. Окончено расследованием 1 367 дел, из них 1 351 дело направлено в суд с обвинительным актом.

В результате применения мер уголовно-правового воздействия Управлением в отчетном периоде взыскано 11,3 млн. руб.

Большое внимание уделялось обеспечению конституционных прав и свобод участников уголовного судопроизводства.  В отчетном периоде уголовные дела судами по реабилитирующим основаниям не прекращались, оправдательные приговоры не выносились. Установленный показатель «обеспечение законности при производстве дознания по уголовным делам, подследственным ФССП России» не более 0,15 % выполнен и составил по итогам 2017 года 0%.

При реализации Управлением задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов, охраны зданий и помещений судов, а также пропускного режима в зданиях и помещениях судов, находящихся на территории Ростовской области, чрезвычайных происшествий, повлекших причинение вреда здоровью участников судебных процессов, работников и посетителей судов и судебных участков мировых судей не допущено.

Фактическое значение показателя «Законность действий судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов» составило 0%, при установленном ФССП России не более 0,096%

В отчетном периоде обеспечивались охраной все 145 зданий федеральных судов и судебных участков мировых судей, в том числе в круглосуточном режиме охранялось здание Северо-Кавказского окружного военного суда.

В результате взаимодействия с Управлением судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по Ростовской области и  Департаментом по обеспечению деятельности мировых судей Ростовской области за последние два года оснащенность пропускных постов системами видеонаблюдения увеличилась на 18%, стационарными металлообнаружителями – на 3%, турникетами – на 7% за счет технической укрепленности зданий судебных участков мировых судей.

Судебными приставами по ОУПДС выполнено более 76 тыс. заявок на обеспечение безопасности судебных заседаний и 3,6 тыс. заявок на обеспечение безопасности судебных приставов-исполнителей при совершении ими исполнительных действий. В суды доставлено 9 735 человек, подлежащих приводу. Результативность исполнения постановлений судов о приводах составила 94,7% (для сравнения в 2016 году – 95,7%, в 2015 году – 93,5 %).

При реализации полномочий по оказанию органам внутренних дел содействия в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, в 2017 году судебными приставами по ОУПДС при исполнении должностных обязанностей задержано и передано в органы внутренних дел 320 лиц, скрывавшихся от органов дознания, следствия или суда (по итогам 2016 года – 361), в том числе 38 – за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. При этом нагрузка на одного судебного пристава по ОУПДС по реализации данных полномочий в отчетном периоде составила 0,64, что выше среднероссийского показателя (0,47). 

Судебными приставами по ОУПДС в отчетном периоде составлено 1 727 протоколов об административных правонарушениях, что на 124 (или 7%) меньше, чем в 2016 году. Снижение выявления административных правонарушений произошло по ст. 13.26 Кодекса об административных правонарушениях «Нарушение сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений» в связи с направлением судебными органами уведомлений лицам, участвующим в деле, посредством СМС сообщений.

Эффективность работы по пресечению административных правонарушений по ст. 17.3 «Неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов» и ст. 17.8 «Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов» составила 3,1 (всего по итогам года выявлено 1 508 правонарушений) при установленном показателе 2,6. Процент дел об административных правонарушениях, рассмотренных судом с назначением административного наказания составил 99,9%.

В 2016 году судебными приставами по ОУПДС во исполнение постановлений судов о помещении иностранных граждан и лиц без гражданства  в специальные учреждения  было препровождено 608 человек, что на 24 (или 4%) меньше, чем в 2016 году. До пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации препровождено 594 иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, что на 6 человек (или 1%) больше, чем в 2016 году. При этом 422 человека (или 69% от общего количества фактически выдворенных лиц) приобрели проездные документы за счет собственных средств и иных источников, без расходования средств федерального бюджета.

В целях экономии и оптимизации бюджетных средств, выделенных для обеспечения административного выдворения, осуществляется взаимодействие с национальными и религиозными общественными объединениями, со специальными учреждениями временного содержания иностранных граждан Ростовской области, проводятся уполномоченными должностными лицами Управления личные приемы иностранных граждан и лиц без гражданства, в ходе которых лицам, желающим самостоятельно приобрести проездные документы, разъясняется необходимость приобретения билетов с выездом через пункт пропуска, расположенный в г. Ростове-на-Дону.

Для примера, если в 2013 году затраты средств федерального бюджета на осуществление функций административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства (всего было выдворено 514 лиц) составили порядка 4,5 млн. руб., то в 2017 году – 2,5 млн. руб.

Успешное выполнение судебными приставами по ОУПДС задач в сфере установленного порядка деятельности судов непосредственно зависит от уровня их специальной подготовки, в том числе физической и психологической подготовленности. В 2017 году по Программе специальной подготовки судебных приставов по ОУПДС прошли обучение 120 работников. Всего обучено 479 человек, что составляет 99% от фактической численности судебных приставов по ОУПДС, при установленном показателе 97%.

При исполнении служебных обязанностей судебными приставами по ОУПДС физическая сила и специальные средства применялись в 12 случаях (в 2016 году – 6). Все действия признаны законными и обоснованными.

Судебные приставы принимают активное участие в спортивной жизни. Так на заключительном этапе Спартакиады Федеральной службы судебных приставов имени М.И. Рысинова:

- ведущий специалист-эксперт отдела организации обеспечения установленного порядка деятельности судов Барило С.В. заняла 2 место в личном зачете по стрельбе из боевого ручного стрелкового оружия и 2 место в упражнении ПБ-6 (скоростная стрельба);

- судебный пристав по ОУПДС специализированного отдела по обеспечению установленного порядка деятельности Ростовского областного суда Низельский Д.Г.  занял 2 место по служебному двоеборью в кроссе 3 км.

На Чемпионате Федеральной службы судебных приставов по комплексному единоборству судебный пристав по ОУПДС Батайского районного отдела судебных приставов занял 2 место в весовой категории до 80 кг в личном зачете по комплексному единоборству.

Кроме того, команда Управления на Спартакиаде среди сотрудников правоохранительных органов и органов безопасности Ростовской области, проведенном на базе РРО ВФСО «Динамо», завоевала 2 место в эстафете 800× 400 ×200 ×100.

В 2017 году продолжена планомерная работа по переходу на использование отечественной операционной системы «Гослинукс» на базе свободного программного обеспечения. В отчетном периоде 86,2 % от общего количества средств вычислительной техники в Управлении обеспечено данным программным продуктом.

В целях обеспечения доступа граждан к информации о деятельности в Управлении организована работа по оказанию сторонам исполнительного производства и иным лицам консультативной поддержки, предоставлению справочной информации по телефону «Горячей линии», а также по 59 специально выделенным телефонным номерам во всех структурных подразделениях. Сведения о телефонных номерах размещены на официальном интернет-сайте Управления в разделе «Контакты» и «Информация для граждан». В отчетном периоде принято более 104,8 тыс. звонков, что на 16,8 тыс. звонков (или 19%) больше, чем в 2016 году.

Управлением проводится постоянный мониторинг работы структурных подразделений по  взаимодействию со сторонами исполнительного производства и иными гражданами посредством телефонной связи, совершено 2,9 тыс. контрольных звонков, из них 91,7% контрольных звонков с положительным результатом, при установленном показателе доступности не ниже 80%.

На постоянной основе осуществляется личный прием граждан и представителей организаций должностными лицами Управления и структурных подразделений.

За 2017 год на личном приеме в Управлении и структурных подразделениях принято более 8,2 тыс. граждан и представителей организаций, что на 1,7 тыс. (или 26%) больше, чем в 2016 году. Увеличилось количество граждан принятых на личном приеме непосредственно руководством структурных подразделений, всего принято 7,5 тыс. граждан, что на 1,7 тыс. (или 29%) больше, чем в 2016 году.  При этом по результатам личного приема лишь 167 граждан (или 2%) оставили письменные обращения, в остальных случаях граждане либо представители организаций были удовлетворены устными разъяснениями, что является показателем качества проводимых приемов граждан.   

Активно использовалась практика выездных приемов руководством Управления. В течение 2017 года выезды для проведения приемов осуществлены в 49 структурных подразделений, на которых принято 266 человек, что 98 (или58%) больше чем в 2016 году, при этом непосредственно руководителем Управления – главным судебным приставом Ростовской области Рыбакиным Ю.П. выездные приемы осуществлены в 22 структурных подразделения и принято 125 человек.

В целях повышения уровня доступности и открытости, а также разрешения вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства, широко используется практика проведения личного приема в рамках дней единого приема граждан и Общероссийского дня приема граждан. Такая практика позволяет активизировать исполнение судебных решений, предоставляет возможность должникам добровольно исполнить требования исполнительных документов, а также разрешить спорные вопросы, возникающие в ходе исполнительного производства в досудебном порядке.

В рамках, проведенных в 2017 году, указанных  дней приема граждан (данное мероприятие проводилось 1 раз в квартал) в 2017 году принято почти 1,9 тыс. человек, из них непосредственно руководством Управления 162 человека.

В указанных мероприятиях принимали участие представители аппарата Уполномоченного по правам человека в Ростовской области и члены Общественного совета при Управлении, которые не только отвечали на вопросы граждан, но и фиксировали насколько полную информацию получили граждане, обратившиеся на прием, интересовались оценкой, которую дают граждане деятельности Управления.         

Кроме того, при поддержке членов Общественного совета при Управлении дважды в течение года проводился выездной прием граждан в выходной день на базе Донской государственной публичной библиотеки в г. Ростове-на-Дону, в ходе которых принято 62 человека.

Продолжена опытная эксплуатация электронного сервиса «Запись на личный прием к должностным лицам территориальных органов ФССП России», которым в 2017 году воспользовалось 230 граждан и представителей организаций, что в 1.5 раза больше, чем в 2016 году (150).

В целях совершенствования и улучшения работы по защите прав и законных интересов граждан и организаций, а также для изучения мнения населения о работе должностных лиц в структурных подразделениях Управления организовано ведение Книги отзывов и предложений граждан. В 2017 году в Книге отзывов и предложений посетителями отставлено 84 записи (в 2016 году -72), в том числе 43 – благодарность за оказание квалифицированной помощи при исполнении судебных решений (51%), 34 – жалобы на действия судебных приставов (40%), и 7 – предложения по совершенствованию работы судебных приставов.   

Необходимо отметить, что реализация указанных мер позволила снизить в сравнении с 2016 годом на 10 % количество обращений, поступивших на рассмотрение в Управлении – с 9,7 тыс. в 2016 году до 8,7 тыс. по итогам 2017 года, в том числе и количества обращений по вопросам взыскания алиментов (с 1,6 тыс. до 1,2 тыс. обращений).

Количество же жалоб, поданных в порядке подчиненности сократилось незначительно (на 4) и составило 5 254. Вместе с тем, количество жалоб в порядке подчиненности по вопросам взыскания алиментов снизилось на 155 или 44% (в 2016 году было 350 жалоб, в 2017 году – 195). Сократилось и количество жалоб признанных обоснованными (полностью или частично) по результатам их рассмотрения на 214 или 16% (в 2016 году обоснованными были признаны 1,3 жалоб в порядке подчиненности, в отчетном периоде – 1,1 тыс.).

Кроме того, на 57% (с 7 до 3) уменьшилось количество должностных лиц Управления, привлеченных к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП (нарушение порядка рассмотрения обращений граждан).

Для повышения уровня информационной открытости и оперативности взаимодействия с гражданами Управление использует различные виды и способы коммуникации.

Коммуникационная работа включает в себя как общий процесс формирования имиджа Управления с использованием СМИ, так и распространение информации о деятельности Управления с помощью ресурсов интернет-сайта, а также аккаунтов в социальных сетях.

В отчетном периоде на официальном интернет-сайте Управления опубликовано порядка 400 новостных сообщений. Руководством Управления даны комментарии каналу «Дон-ТР», телеканалу «Дон 24», радио «Комсомольская правда», а также программе «Наше право» телеканало «Дон-ТР» и программе Вести телеканала НТВ по вопросам законодательства о коллекторах.

Кроме официального интернет-сайта (http://r61.fssprus.ru) Управление имеет официальные страницы в социальных сетях Тwitter, Vkontakte, в которых также публикуются новостные сообщения.

В 2017 году в федеральных и региональных СМИ вышло свыше 1,9 тыс. материалов о деятельности Управления.

Проводится постоянная работа по популяризации «Банка данных исполнительных производств», в результате количество просмотров данного сервиса составило более 691 тыс., что на 149 тыс. просмотров или 27% больше, чем в 2016 году. Скачено более 13,5 тыс. квитанций на оплату долга. Посещаемость интернет-сайта Управления составила более 1,7 млн. просмотров.

С начала 2017 года Управление приступило к исполнению функций по ведению государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности, а также по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр.

Правовые основания данной деятельности были установлены Федеральным законом от 03.07.2016 № 230 ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

В 2017 году в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности включено 6 юридических лиц.

В ходе реализации контрольно-надзорных полномочий должностными лицами Управления проведено 6 внеплановых проверок деятельности юридического лица.

В Управлении принято к рассмотрению 268 обращений, связанных с вопросами возврата просроченной задолженности. По результатам рассмотрения 168 обращений обоснованными признаны 14 (8,3%) в отношении юридических лиц, не включенных в государственный реестр, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида.

По итогам работы за год возбуждено 117 дел об административных правонарушениях, из которых 112 по ст. 14.57 КоАП (нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности) и 5 по ст. 19.7 КоАП (непредставление сведений (информации).

Судами рассмотрено 87 материалов, по 84 виновные привлечены к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 1,8 млн. руб., по 2 приняты решения о прекращении производства по делу в связи с малозназительностью административного правонарушения и в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности. И лишь по 1 материалу принято решение о прекращении в связи с отсутствием состава правонарушения (1%), которое в настоящее время оспаривается в кассационном порядке.

Выполнению приоритетных задач способствовала реализация Управлением целого комплекса мер.

Была продолжена работа по формированию сбалансированного кадрового состава. По состоянию на 31.12.2017 штатная численность государственных гражданских служащих Управления 1 678 единиц, фактическая – 1 615 или 96,2% от штатной численности.

На постоянной основе реализуются меры, направленные на оптимизацию штатной численности и структурные преобразования. В результате организационно-штатных мероприятий, проведенных Федеральной службой судебных приставов в Управлении создано два новых отдела: отдел судебных приставов по взысканию административных штрафов и отдел ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности.

По итогам 2017 года текучесть кадров в Управлении незначительно снизилась (на 1,8%) по сравнению с 2016 годом и составила 20,6% (против 22,4 % по итогам 2016 года). Высокой остается текучесть кадров среди судебных приставов-исполнителей, которая составила в 2017 году 25,5%, что связано с недостаточным уровнем социальной защищенности судебных приставов на фоне их высокой служебной нагрузки.    

Управлением на плановой основе продолжалась работа по профилактике и выявлению коррупционных и иных должностных правонарушений. В отчетном периоде по должностным преступлениям возбуждено 13 уголовных дел в отношении 12 государственных служащих Управления, в том числе бывших (в 2016 году – 9 уголовных дел в отношении 10 действовавших и бывших работников), из них по инициативе и на основании материалов Управления – 5 уголовных дел (в 2016 году – 2) .

Продолжена работа по реализации ст. 9 Федерального закона «О противодействии коррупции», обязывающей государственных гражданских служащих уведомлять обо всех фактах обращения к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. В 2017 году возбуждено 6 уголовных дел в отношении 8 взяткодателей (в 2016 году 6 уголовных дел в отношении 7 граждан, пытавшихся дать взятку работникам Управления.

В условиях высокой текучести кадров особое внимание уделяется вопросам профессиональной подготовленности работников, в этих целях на базе Учебно-методического центра Управления организовано и проведено обучение 518 работников территориальных органов ФССП России Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, из которых 305  –  работники Управления.

В целях мотивации государственных гражданских служащих к профессиональному развитию и повышению результативности служебной деятельности, повышения престижа государственной гражданской службы в ФССП России ежегодно в Управлении проводятся первый и второй этапы Всероссийского конкурса на звания: «Лучший судебный пристав-исполнитель ФССП России», Лучший судебный пристав-исполнитель ФССП России, осуществляющий розыск», «Лучший судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов ФССП России» и «Лучший дознаватель ФССП России».

В 2017 году победителями первого этапа, который проводился среди работников Управления, стали:

-на звание «Лучший судебный пристав-исполнитель ФССП России» - судебный пристав-исполнительЛенинского районного отдела судебных приставов г. Ростова-на-Дону Болотова А.А;

- на звание «Лучший судебный пристав-исполнитель ФССП России, осуществляющий  розыск»  - судебный пристав-исполнитель Октябрьского районного отдела судебных приставов г. Ростова-на-Дону Завьялов Д.Е.;

- на звание «Лучший судебный по обеспечению установленного порядка деятельности судов ФССП России»  - судебный пристав по ОУПДС Специализированного отдела судебных приставов по ОУПДС Ростовского областного суда Шапошников А.С.;

- на звание «Лучший дознаватель ФССП России»  - ведущий специалист-эксперт (дознаватель) Октябрьского районного отдела судебных приставов г. Ростова-на-Дону Юрченко А.А., которая также стала победителем второго этапа конкурса, проводимом среди территориальных органов ФССП России по Южному федеральному округу.

Одним из механизмов открытости Управления является взаимодействие с Общественным советом при Управлении ФССП России по Ростовской области, образованным еще в 2014 году. Это постоянно действующий совещательно-консультативный орган, в основные задачи которого входит, в том числе, участие в информировании граждан о деятельности Управления и осуществление общественного контроля за деятельностью Управления.

Члены Общественного совета участвовали практически во всех значимых мероприятиях, проводимых в Управлении, включая заседания коллегии Управления, дни единого приема граждан и Общероссийский день приема граждан, в торжественной Присяге судебных приставов и целый ряд других.

В течение 2017 года состоялось 3 заседания Общественного совета, рассмотрено 13 вопросов, в том числе результаты работы Управления по предоставлению государственных услуг, об организации и осуществлении личного приема граждан и организации взаимодействия со сторонами исполнительного производства, качества рассмотрения обращений, об исполнении исполнительных документов о взыскании алиментов на содержание оставшихся без попечения родителей и другие актуальные вопросы. Члены Общественного совета входят в составы конкурсной и аттестационной комиссий Управления,  активно участвуя в их работе. Кроме того, входят в состав комиссий региональных этапов Всероссийских конкурсов «Юный правозащитник», «Хрустальные звездочки» принимают участие в изучении работ, их обсуждении и определении победителей. В текущем году на Всероссийском конкурсе «Хрустальные звездочки» победителем в номинации вокала в своей возрастной категории стала Петришенко Александра, дочь начальника межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления.

Информация о деятельности Общественного совета при Управлении, в том числе состав, контакты, обсуждаемые вопросы и принятые решения, доводятся до сведения общественности через официальный интернет-сайт Управления. Кроме того, сведения о председателе Общественного совета Федеральной службы судебных приставов, а также председателе, заместителе председателя и секретаре  Общественного совета при Управлении с указанием их контактов размещены в общедоступных местах на стендах «Информация о порядке рассмотрения обращений граждан» в административных зданиях Управления и всех структурных подразделений Управления.

В канун 72 годовщины Победы в Великой Отечественной войне в знак уважения и памяти к героическому подвигу ветеранов и павших на поле боя, работниками Управления совместно с членами Общественного совета был проведен ряд мероприятий,  посвященных этому знаменательному событию (поздравление и вручение подарков ветеранам, церемония приведения к присяге судебных приставов Управления, возложение венков и цветов к подшефному воинскому захоронению парковой зоны санатория «Ростовский», где в рамках акции «Дети Службы – солдатам Победы» проведен «Урок мужества» с учащимися школ, колледжей, воспитанниками подшефного детского дома № 7, детьми работников Управления и встреча с ветеранами Службы судебных приставов.

В Управлении создан поисковый отряд «Наша Победа», который осуществляет свою деятельность во взаимодействии с областной общественной поисковой организацией «Ростовский областной клуб «Память-Поиск», руководитель которой входит в состав Общественного совета при Управлении. В текущем году сотрудники поискового отряда «Наша Победа» принимали дважды участие в составе сводного отряда в Вахте Памяти «Миус-Фронт», в апреле были подняты останки 15 бойцов РККА и августе – 6 бойцов РККА, 3 из них с медальонами. Кроме того, участники поискового отряда «Наша Победа» принимали участие в  перезахоронении бойцов РККА на Самбековских высотах.

В 2017 году продолжил работу Координационный совет, являющийся постоянно действующим совещательным органом при Управлении. В состав Совета входят руководители территориальных органов ФССП России, расположенных в пределах Южного федерального округа. В 2017 году организовано и проведено 2 заседания Координационного совета при Управлении, на которых рассмотрены  6 актуальных для территориальных органов ФССП России, расположенных в пределах Южного федерального округа, вопросов по линии исполнительного производства и дознания.

В работе заседаний принимали участие не только члены  Координационного совета,  а также заместители руководителей управлений – заместители главных судебных приставов и начальники профильных отделов аппаратов управлений.

Кроме того, заседания проводились при участии представителей Главного управления Минюста России по Ростовской области, Прокуратуры области, Ростовского областного суда и Управления ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области.

Управление в 2018 году продолжит работу по обеспечению эффективного принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, созданию условий для надлежащего обеспечения правосудия и обеспечения безопасности в судах, совершенствование механизмов взаимодействия Управления с гражданами и организациями, а также обеспечение защиты прав и законных интересов граждан в сфере деятельности по возврату просроченной задолженности.

Отдел организационно-контрольной работы

Время создания/изменения документа: 28 февраля 2018 17:15 / 06 марта 2018 19:17

Версия для печати