История финансового контроля России

Историяфинансового контроля России берет своеначало в первом своде законов — РусскойПравде (11 в.). Именно в этом документе вст. 35,36.37 закреплялось право высшегодолжностного лица — князя на денежныйконтроль. В целом нормы Русской Правдыбыли направлены на обеспечениесправедливого по тем временам балансамежду общинами и государством. СозданныйВладимиром Мономахом Устав (12 в.) дополнилРусскую Правду и придал финансовомуконтролю более строгий и упорядоченныйхарактер. В новгородской республике впериод удельной раздробленности(12–14в.) контроль над управлением финансамигосударства оставался важнейшей функциейвеча.


В правлениеИвана III для управления государствомбыли созданы 25 учреждений — Приказов,и практически все приказы имели отношениек финансовому контролю. Создавая новуюсистему управления, Иван III создал иКазну — общегосударственное ведомство,хранившее деньги и драгоценности. Досередины 16 в. на Руси не существовалоединой систем налогообложения, лишьпри Иване Грозном была проведена переписьземель и введена единица податногообложения — «большая соха», тем самымустановлена единая налоговая система.


Пристановлении династии Романовыхвзаимоотношения общества и власти сталирегламентироваться законами СоборногоУложения 1649 г., разработанного и принятогоЗемским собором. В Уложении в числоособо опасных вошли преступления ипротив денежной монополии государства.


Первыйорган государственного финансовогоконтроля России — Большая Казна —действовал с конца 15 в. для того, чтобычетко определить полномочия и упорядочитьфинансовой контроль Указом АлексеяМихайловича Романова 10 марта 1656 г. былучрежден Приказ Счета Большой казны(Счетный Приказ). Счетный Приказ сталнеким прообразом современной СчетнойПалаты России. Счетный Приказ вел учетдоходов и расходов государства по книгами документации других центральныхприказов и земельных учреждений, требовалотчетов от местных финансовых органов.


РеформыПетра I изменили и организациюгосударственного финансового контроля.Упразднив Думу, Петр возложил на Сенатобязанности контроля. Если Ближняяканцелярия сверяла счета и итоги,наблюдая за законностью расходованиясредств, то Сенату принадлежала высшаяревизия полезности, своевременности ихозяйственности государственныхрасходов. Поскольку ревизия быларассредоточена по двум учреждениям еедеятельность не принесла заметныхрезультатов. В 1718 г. для счета всехгосударственных приходов и расходовбыла учреждена Ревизионная - Коллегияи финансовые органы в провинции, которыепредставляли отчеты о движении сумм исоображения о найденных злоупотреблениях.


В 18 векеорганизация финансового контроля недостигла серьезных успехов: менялисьназвания, разделялись функции, ноотсутствие независимости у контрольныхорганов тормозило развитие. Лишь в 19веке при реформах М. Сперанскогогосударственный контроль по существустал независимым. Управлению ревизиейгосударственных счетов были предоставленыширочайшие полномочия. А одной изобязанностей было «усмотерть выгоды,приобретенные казной при разныхоперациях». Это были ростки, говорясовременным языком, аудита эффективности.Введение должности Государственногоконтролера и учреждение особогонезависимого ведомства привели кпозитивным изменениям . Ведомственныйконтроль был сохранен, но утратил своесамостоятельное значение. Хотя к концуцарствования Александра I многиереформаторские изменения были сведенына нет. В том числе и важнейший принципфинансового контроля — осуществлятьревизию по первичным документам, чтонесомненно давало возможность чиновникамскрывать подлинное положение.


При НиколаеI счетные отделения Казенных палатпоявились во всех губерниях. Значительнорасширились штаты финансовых контролеров,были предусмотрены льготы.


ЭпохаАлександра II подарила России легендарногов своем роде государственного деятеля— В. А. Татаринова. Основываясь на опытеизучения работы контрольно-счетныхучреждений европейских стран. В 1858 году он предложил проект реформы государственного контроля, в которой были развиты идеио независимости финансового контроля.В основе этого проекта - предварительныйконтроль правильности каждого ассигнованиядо выдачи по нему денежных сумм. Важнымпринципом Татаринов считал принципединства кассы. К сожалению не все изначинаний увидели свет. Однако к концу19 века сложилась система контроля, воснову которой легли идеи реформатора,в том числе и то, что все бюджетныесредства сосредотачивались в Казначействе.Это реализовалось в 2005 году. Суть реформыТатаринова содействовала уменьшениюзлоупотреблений.


Началомпреобразований явилось наведениедолжного порядка в системе государственнойотчетности, а именно введением единствабюджета и единства кассы, закрепленныхзаконом в 1862 г. С этого же года росписьгосударственных доходов и расходовстала ежегодно публиковаться. Введениеновой контрольно-ревизионной системыпозволило создать в губерниях независимыеот местных властей контрольные палаты.Постепенно общественное мнение по-новомустало воспринимать значение контрольногофинансового органа для улучшенияуправления финансами и предотвращенияфинансовых нарушений.


В 1892 г. вРоссии был принят Закон о Государственномконтроле. Высший орган государственногофинансового контроля — Государственныйконтроль был самостоятельным иравноправным государственным ведомством.


Уже в начале20 века возникла идея о необходимостиприблизить финансовый контроль к Думе,нежели к Правительству. Депутатытребовали контроля не цифр, ацелесообразности расходов и качествахозяйственной деятельности. С цельюобеспечения подлинной независимостигосударственного контроля вводиласьсистема несменяемости контролеров,усиливалась их социально-правоваязащита.


ВременноеПравительство предоставило Госконтролюширокие полномочия: проводить проверкиво всех отраслях хозяйства и возбуждатьуголовные дела. В марте 1917 года былпринят закон, который позволял привлекатьдля контроля и представителейобщественности.


В советскоевремя контрольные органы не разреорганизовывались. В итоге сложиласьсистема, при которой Государственныйконтроль состоял из Комиссии советскогоконтроля СССР (затем Комитета народногоконтроля) и аналогичных комиссий всоюзных республиках. Эти структурыфункционировали под непосредственнымруководством партии. При массовостинародный контроль не обеспечивалнеобходимого качества финансовогоконтроля. Бюджетно-финансовый контрольвело Министерство финансов СССР. В целомгосударственная система контролявключала: партийный, государственный,народный и общественный контроль. Однакосистема, ориентированная только навыявление нарушений давала сбои. Системане работала на достижение эффективностирасходования государственных средств.


Принятаяв 1993 году Конституция РФ в должнойстепени не отразила вопросы финансовогоконтроля. В ст.101–103 включены контрольныеполномочия парламента и очень краткоосвещен вопрос организации контроляисполнения федерального бюджета. В этихусловиях осуществлялся только внутреннийконтроль Минфином России.


Вместе стем, в ст. 101 п.5 Конституции указано, что«для осуществления контроля за исполнениемфедерального бюджета Совет федерациии Государственная Дума образует Счетнуюпалату, состав и порядок деятельностикоторой определяется федеральнымзаконом». В соответствии с этим 11 января1995 г. был принят федеральный закон «ОСчетной палате РФ» и создан принципиальноновый орган государственного финансовогоконтроля независимый от исполнительнойвласти и осуществляющий внешний контрольнад управлением государственнымифинансовыми средствами.

18 ноября 1994года Государственная Дума Федеральногособрания Российской Федерации принялаФедеральный закон "О Счетной палатеРоссийской Федерации". 7 декабря тогоже года закон был одобрен СоветомФедерации, а 11 января 1995 года подписанПрезидентом Российской ФедерацииБорисом Ельциным. Закон вступил вдействие со дня его официальногоопубликования - 14 января 1995 года.


Первоезаседание Коллегии Счетной палатыРоссийской Федерации состоялось 18апреля 1995 года.


Начиная с1995 г. в соответствии с Бюджетным кодексомРФ контрольно-счетные органы былиобразованы почти во всех субъектах РФ.

Время создания/изменения документа: 13 июля 2011 03:00 / 29 декабря 2011 16:25

Версия для печати