ПОБЕДИМ КОРРУПЦИЮ ВМЕСТЕ! Вы "ЗА"?
Этим вы значительно обезопасите себя от поступков, которые с большей вероятностью повлекут негативные последствия, чем предполагаемую выгоду.

Актуальные вопросы деятельности отдела по надзору за коллекторами

28 сентября 2018

1. Какими нормативными документами закреплены полномочия ФССП России по контролю в сфере взыскания просроченной задолженности?

 

         Указом Президента РФ от 15.12.2016 № 670 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» и в Положение,               утвержденное этим Указом, в Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов»                                и в Положение, утвержденное этим Указом», а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2016  № 1402.

 

2. Какими полномочиями наделена ФССП России?

 

         ФССП России наделена такими функциями, как ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, а также                  контроль и надзор за деятельностью юридических лиц, включенных                             в государственный реестр.

 

3. В чем заключается функция контроля и надзора  за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр?

 

         При наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», ФССП России проводит внеплановую проверку юридического лица, осуществляющего деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенного в государственный реестр.

         Кроме того, ФССП России также проводит плановые проверки юридических лиц, включенных в государственный реестр. Планы ежегодных плановых проверок находятся в свободном доступе на официальном сайте ФССП России.

 

4. Каким федеральным законом регламентированы порядок и способы взаимодействия с физическими лицами при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности?

 

         Федеральным законом от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

Способы взаимодействия:

1) личные встречи, телефонные переговоры (непосредственное взаимодействие);

2) телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи;

3) почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника;

4) Иные способы взаимодействия с должником могут быть предусмотрены письменным соглашением.

 

5. Сколько коллекторских агентств на сегодняшний день состоит в государственном реестре юридических лиц в Ростовской области?

 

На сегодняшний день на территории Ростовской области находится 7 юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности: ООО «П.Р.Е.С.К.О.», ООО «Л-КОЛЛЕКШН», ООО «Коллекторское агентство «СП», ООО «ЮГ-КОЛЛЕКШН», ООО «Система малого кредитования», ООО «Сатис Консалтинг», ООО «ПРИОРИТЕТ».

 

6. Помимо коллекторских агентств, на какие организации также распространяется действие Федерального закона № 230?

 

На микрокредитные и микрофинансовые организации, в связи с тем, что они выступают кредиторами по договорам займа, а также на иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выступающих новыми кредиторами по договорам займа, то есть к которым перешло право требования задолженности по ранее заключенному договору займа на основании договора цессии.

 

7. Какие основные нарушения выявлены Управлением при рассмотрении обращений?

 

Основными нарушениями, выявленными Управлением при рассмотрении обращений, являются: превышение частоты взаимодействия посредством телефонных переговоров, текстовых сообщений; несоответствие текстовых сообщений, а также почтовых уведомлений требованиям Федерального закона № 230.

 

 

 

8. На основании какого законодательства ФССП России рассматривает обращения, содержащие доводы о нарушении требований Федерального закона № 230?

 

На основании Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Срок рассмотрения обращения составляет 30 дней и может быть продлен еще на 30 дней.

 

9. Куда стоит обратиться физическому лицу для защиты его прав и законных интересов? Что для этого необходимо?

 

Физическое лицо вправе обратиться с заявлением в территориальный орган ФССП России для защиты своих прав и законных интересов, в котором необходимо изложить факт нарушения требований Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ. Дополнительно к заявлению приобщить подтверждающие документы, такие, как заключенный договор займа, детализация телефонных переговоров, копии почтовых уведомлений, аудиозаписи телефонных переговоров и скриншоты текстовых сообщений, либо иные документы, имеющие значение при рассмотрении обращения.

 

10. Имелись ли какие-либо изменения в законодательстве в данной сфере?

 

Федеральным законом от 17.07.2018 № 241-ФЗ внесены изменения в ст. 28.7 КоАП РФ, а именно — ФССП России наделена полномочиями по проведению административного расследования. В рамках административного расследования ФССП России вправе запрашивать информацию, необходимую для разрешения дела. Результатом административного расследования является протокол об административном правонарушении, либо постановление о прекращении производства по делу.

 

11. Каким образом должник либо иное лицо вправе отказаться от взаимодействия с лицом, осуществляющим возврат просроченной задолженности?

 

Приказом ФССП России от 18.01.2018 № 20 утверждена форма заявления должника об осуществлении взаимодействия с кредитором и (или) лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, только через представителя либо об отказе от взаимодействия.

Такое заявление должно быть направлено через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения заявления под расписку.

Заявление должника об отказе от взаимодействия может быть направлено кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах, не ранее чем через четыре месяца с даты возникновения просрочки исполнения должником обязательства. Заявление, направленное им до истечения указанного срока, считается недействительным.

 

12. Какая ответственность предусмотрена за нарушение требований Федерального закона № 230 при осуществлении взаимодействия с целью возврата просроченной задолженности?

 

 

1. Совершение кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах (за исключением кредитных организаций), действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.

 

2. Нарушение, совершенное юридическим лицом, включенным в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

 

4. Незаконное осуществление лицом, не включенным в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, действий, которые в соответствии с Федеральным законом "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" могут осуществляться только включенным в указанный реестр юридическим лицом, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до двух миллионов рублей.

 

 

 

 

 

 

Время создания/изменения документа: 09 октября 2018 17:52 / 11 октября 2018 17:08

Версия для печати